Китай использует движение цифровой валюты, чтобы свергнуть доллар США
В последние годы китайское правительство предприняло согласованные усилия по интернационализации юаня и борьбе с долларом США за денежное превосходство. Он предпринял несколько шагов для увеличения своего использования в качестве резервной валюты центрального банка и дальнейшего внедрения в международной торговле. В частности, он, вероятно, станет первой крупной страной, которая представит суверенную цифровую валюту, которая считается технологически более совершенной формой денег.
Благодаря этим действиям и открытости Пекина в заявлении о своем намерении сбросить доллар стало популярным называть попытки Китая интернационализировать юань валютной холодной войной. На первый взгляд это сравнение несложно. Как и настоящая холодная война между Соединенными Штатами и Советским Союзом, эта предполагаемая борьба ведется вне традиционного поля боя. Кроме того, в нем участвуют две глобальные державы, одна из которых является коммунистической, которые имеют диаметрально противоположные точки зрения на то, как следует управлять миром.
Тем не менее, хотя напряженность между двумя странами определенно растет, валютная холодная война - не лучший способ объяснить недавнее поведение Китая в отношении юаня по нескольким причинам. Примечательно, что в настоящее время в этой динамике участвует только одна сторона. Америка была пассивной, когда дело касалось защиты превосходства доллара, и, несмотря на некоторые призывы к действию, эта позиция, похоже, не изменится в ближайшее время.
Итак, если это не холодная война, что это такое? Ответ (на мой взгляд) заключается в том, что Китай ведет мятеж в отношении цифровой валюты в мировой финансовой системе и, в частности, против первенства доллара. Как и все повстанческие движения, он вдохновлен основным убеждением, а именно убеждением китайских официальных лиц и граждан в том, что страна готова претендовать на свое законное лидирующее место в мире не только в политическом и военном отношении, но и в том, что касается торговли и финансы Тем не менее, как повстанческое движение, оно использует нетрадиционную тактику и оружие, эффективность которых не может быть полностью оценена действующей властью. В данном случае превосходство Китая в финансовых технологиях и его будущая суверенная цифровая валюта являются именно таким оружием.
Рассмотрение усилий Китая как повстанческого движения помогает объяснить его тактический подход и общую стратегию и подчеркивает существенные проблемы, с которыми он продолжает сталкиваться, пытаясь свергнуть доллар как финансового гегемона и убежища в последней инстанции. Использование правильной основы для оценки стратегии и прогресса Китая может дать инвесторам ориентиры для определения того, примет ли юань эту мантию в будущем.
Одна из ключевых причин, по которой аналогии с холодной войной ошибочны, заключается в том, что, в отличие от периода после Второй мировой войны, между двумя валютами сохраняется глубокий дисбаланс сил. Например, хотя юань (RMB) является пятой по значимости валютой для глобальных платежей, согласно ежемесячному счетчику юаней Swift, в августе 2020 года его рыночная доля составляла всего 1,91%. Фактически это было меньше, чем в августе 2018 года. И наоборот, доллар доминирует с долей рынка в 38,96%. В качестве другого примера, по состоянию на май этого года доллар США составлял 62% резервов центральных банков во всем мире.
Когда дисбаланс сил настолько велик, стратегический расчет и процесс принятия решений обеими сторонами меняются. Меньшая сторона склонна вести тактические сражения, которые, по ее мнению, она может выиграть, избегая при этом прямого приглашения более крупной стороны в открытый конфликт. И наоборот, более крупная партия, как правило, немного более пассивна (или даже не обращает внимания) и почивает на лаврах, как это сделали США, продолжая воспринимать сохранение главенства доллара как должное.
Легко понять, как США могут уловить эту ошибку. Кажется, что у доллара тефлоновое покрытие. Каждый раз, когда происходят глобальные раздоры, например, когда в марте панические рынки рухнули, унося с собой биткойны и другие криптовалюты, деньги устремляются в безопасный доллар. В той степени, в которой правительство США озабочено защитой своего положения в мировом финансовом секторе, оно, кажется, больше всего сосредоточено на сохранении эффективности финансовых санкций, которые оно применяет против стран-изгоев и отдельных лиц.